А. Кеплерский (keplerskiy) wrote,
А. Кеплерский
keplerskiy

Перечень культурных проблем человечества

Завершена десятилетняя групповая работа по анализу современной культуры и постановке текущих проблем. Результатом стал итоговый линейный перечень, на основе которого уже возможна постановка конкретных практических задач.

Методологические обоснования
Основанием для анализа культуры и выделения проблем стали рационалистические представления, соображения здравого смысла и целесообразности. В качестве предельной цели полагалось максимально возможное улучшение жизни всех без исключения людей, обеспечение их здоровья, материального и эмоционального благополучия, избавление от всевозможных страданий (сама по себе эта цель требует онтологических обоснований, но такие обоснования не входят в задачу данного документа, поэтому они могут быть приведены уже отдельно, а здесь лишь указывается принципиальная цель, как она есть). Таким образом, проблемы культуры определялись по соответствию заданной цели: всё, что так или иначе препятствовало или не вело к достижению цели, рассматривалось как проблема. Перечень проблем не окончательный, в дальнейшем должен уточняться и дополняться.

Замечания о структуре перечня
Культурные проблемы можно классифицировать по различным характеристикам (а для различий в рамках характеристики удобно использовать трёхступенчатую систему градаций). Так, в частности, можно разделять проблемы по географическо-территориальному проявлению (региональные, национальные, общемировые), по классовому проявлению (индивидуальные, классовые, всеобщие), по степени проявления (незначительные, значительные, существенные), по серьёзности социальных последствий (неактуальные, серьёзные, катастрофические), по взаимосвязи с другими культурными проблемами (изолированные, линейные, системообразующие) и так далее. Однако в данном перечне проблемы представлены единым списком, без использования таких классификаций. Структурно перечень разделён по областям проявления, это деление условно — отдельные проблемы могут проявляться сразу в нескольких областях (в этом случае проблема будет указана в перечне один раз, в той области, которая расположена выше по списку). Каждую область можно также условно разделять на подобласти, но такое деление здесь не приводится, поскольку оно чрезмерно перегрузило бы список (тем не менее, проблемы в рамках каждой области сгруппированы по подобластям).
Область «Человек и среда» — включает проблемы, так или иначе связанные со взаимодействием человека с окружающей средой.
Область «Бытовое обустройство» — включает проблемы, связанные со сферой материальных вещей, бытовыми условиями, задачами производства.
Область «Организация организма» — включает проблемы заботы о человеческом организме, охраны здоровья (включая питание и так называемую «сферу здравоохранения»).
Область «Обучение и труд» — включает все проблемы, связанные с обучением, производственно-трудовой деятельностью, воспитанием и формированием полноценных членов общества.
Область «Взаимодействие между людьми» — охватывает проблемы, наиболее проявляющиеся на разных уровнях межчеловеческих коммуникаций.
Область «Идеалы» — содержит проблемы мировоззренческого характера, определяющие представления людей о жизни, своём назначении, различных ценностях и правилах поведения.
Область «Метапроблемы» — включает фундаментальные проблемы, актуальные для всех областей.

Уточнение терминологии
Культурной проблемой является определённое представление людей, внутреннее убеждение, точка зрения, определённое мнение, определённое отношение к чему-либо. Так, например, за общественной проблемой бедности стоит культурная проблема, состоящая в том, что многие люди считают бедность обычным, нормальным, естественным явлением, их не беспокоит само по себе наличие бедности в мире. Разница между идеальной ситуацией и текущей ситуацией сводится к тому, что принципиальное недопустимое явление считается в обществе вполне допустимым. Соответственно, культурная проблема в данном случае формулируется как «допустимость бедности» (то, что бедность считается допустимой, является проблемой). Аналогично используется следующая терминология:
Допустимость (чего-либо) — нечто считается допустимым (в то время как из идеальных представлений это недопустимо).
Недопустимость (чего-либо) — нечто считается совершенно недопустимым, принципиально неправильным (в то время как из идеальных представлений это вполне допустимо и даже правильно).
Приемлемость (чего-либо) — мягкая форма проблемы «допустимость...»: нечто считается приемлемым (в то время как из идеальных представлений это может быть допустимо, но в целом неприемлемо).
Сверхценность (чего-либо) — нечто считается чрезвычайно важным, ценным (в то время как из идеальных представлений это не должно быть столь ценным).
Малоценность (чего-либо) — нечто считается несущественным, незначительным (в то время как из идеальных представлений это должно быть ценным и важным).
Превалирование ценности (чего-либо над чем-либо) — неверное соотношение ценностей: нечто считается более ценным, чем другое (из идеальных представлений должно быть наоборот).
Отношение (какое-либо к чему-либо) — неверное отношение (из идеальных представлений не должно быть такого отношения).
Отсутствие отношения (какого-либо к чему-либо) — отсутствие верного отношения (из идеальных представлений такое отношение необходимо).
Привлекательность (чего-либо) — частный случай неверного отношения: нечто считается привлекательным (в то время как из идеальных представлений в этом нет ничего привлекательного).
Отсутствие норм (каких-либо) — отсутствие необходимых представлений или навыков.
Непонимание (чего-либо) — отсутствие необходимого понимания, знаний.
Убеждённость (в чём-либо) — неверное представление, заблуждение.

Перечень проблем
Человек и среда
> Приемлемость загрязнения атмосферы
> Приемлемость загрязнения водной сферы
> Отсутствие норм рационального потребления питьевой воды
> Приемлемость использования патогенных удобрений
> Приемлемость нерациональных норм землепользования
> Отсутствие норм рационального потребления полезных ископаемых
> Приемлемость нерациональных норм утилизации бытовых отходов
> Приемлемость нерациональных норм организации дефекации животных в неволе
> Пренебрежительное отношение к растениям
> Привлекательность процесса горения растений
> Приемлемость нерациональных норм добычи лесных ресурсов
> Сверхценность мясных и рыбных пищевых продуктов
> Сверхценность одежды из кожи и шкур животных
> Допустимость неоправданного убийства животных
> Допустимость неоправданного содержания животных в неволе
> Допустимость жестокого обращения с животными
> Привлекательность жестокого обращения с животными
> Привлекательность процесса ловли и убийства животных
> Привлекательность демонстрации уникальных двигательных навыков человека и животных
> Привлекательность управления животными
> Пренебрежительное отношение к потенциальной угрозе для человека со стороны животных
> Приемлемость вмешательства в экокомплексы нерациональной хозяйственной деятельностью
> Превалирование ценности хозяйственной инфраструктуры над ценностью экокомплексов
> Приемлемость использования экологически вредных технологий и транспортных средств
> Приемлемость патогенных экологических условий для проживания и трудовой деятельности
> Пренебрежительное отношение к чистоте окружающей среды
> Отсутствие норм охраны экологии космоса
> Сверхценность купания на природе
> Малоценность лесопарковых зон

Бытовое обустройство
> Приемлемость проживания в неблагоприятных климатических условиях
> Малоценность благоприятных климатических условий
> Приемлемость проживания в сейсмоопасных зонах
> Приемлемость удалённости рабочих мест от мест проживания работников
> Недопустимость смены места жительства
> Малоценность организации сельской инфраструктуры
> Пренебрежительное отношение к соображениям сейсмобезопасности при постройке сооружений
> Пренебрежительное отношение к состоянию почвы при постройке сооружений
> Пренебрежительное отношение к угрозе затопления при постройке сооружений
> Малоценность соображений комфортности и эргономичности при проектировании сооружений
> Малоценность соображений комфортности и цветовой безопасности при отделке помещений
> Приемлемость нерациональных технологий внутренней отделки помещений
> Пренебрежительное отношение к проектированию подъездных путей к зданиям
> Пренебрежительное отношение к проектированию систем отведения дождевых вод
> Отсутствие норм рационального проектирования жилых зон
> Приемлемость труднодоступности верхних этажей зданий
> Приемлемость длительных сроков строительства
> Приемлемость ремонтно-строительных работ в используемых зданиях
> Приемлемость использования труднотранспортируемых и травмоопасных стройматериалов
> Допустимость использования вредных для здоровья стройматериалов
> Допустимость использования фекалий в качестве стройматериалов
> Приемлемость использования недолговечных стройматериалов
> Приемлемость высокой себестоимости стройматериалов
> Приемлемость небезопасных и непрактичных конструкторских решений
> Приемлемость использования неэкономных систем в коммунальном хозяйстве
> Приемлемость нерациональных технологий обеспечения электроэнергией
> Приемлемость нерациональных технологий обеспечения горячей водой
> Приемлемость нерациональных технологий отопления помещений
> Приемлемость централизованного отопления
> Приемлемость использования газа в бытовых целях
> Приемлемость использования неэффективного оборудования
> Приемлемость использования недолговечных комплектующих в механизмах и оборудовании
> Допустимость использования вредных для здоровья механизмов и оборудования
> Допустимость использования небезопасных оборудования и транспортных средств
> Приемлемость нерациональных дорожных систем на основе твёрдых покрытий
> Малоценность транспортных средств на воздушной подушке
> Сверхценность индивидуальных транспортных средств
> Приемлемость использования устаревших технологий связи
> Приемлемость длительных сроков доставки почтовых отправлений
> Пренебрежительное отношение к соображениям эргономичности при разработке предметов обихода
> Превалирование ценности излишнего декорирования предметов обихода над функциональностью
> Превалирование ценности многофункциональности над надёжностью и практичностью изделий
> Превалирование ценности новаторства над рациональностью и практичностью
> Приемлемость использования дорогостоящих и недолговечных материалов
> Приемлемость короткого срока службы предметов обихода
> Сверхценность нефункциональных изделий
> Приемлемость наличия дефектов в изделиях
> Приемлемость неоправданной регламентации одежды и обуви
> Приемлемость непрактичной одежды
> Приемлемость использования непрактичных материалов и фурнитуры в производстве одежды
> Превалирование ценности стандартизации над индивидуальным биометрическим подходом
> Отсутствие норм рационального оповещения населения и сбора оперативной информации
> Отсутствие норм качества оперативной информации
> Отсутствие норм оценки объективной потребности населения в товарах и услугах
> Отсутствие норм рационального потребления товаров и услуг
> Отсутствие норм самоопределения в процессе потребления товаров и услуг
> Приемлемость расхождений спроса и предложения
> Превалирование ценности космических исследований над задачами жизнеобеспечения
> Сверхценность космических исследований
> Сверхценность культовых сооружений
> Сверхценность курортов
> Малоценность автоматизации

Организация организма
> Сверхценность питания
> Сверхценность отдельных пищевых продуктов
> Приемлемость избыточного питания
> Малоценность режимизации питания
> Непонимание специфики пищеварительных процессов
> Отсутствие критического отношения к системе питания
> Приемлемость вредных для здоровья пищевых продуктов
> Отсутствие норм рационального потребления пищевых химических добавок
> Убеждённость в патогенности генномодифицированных пищевых продуктов
> Малоценность круглогодичного производства сезонных плодово-овощных культур
> Допустимость употребления алкоголя
> Допустимость употребления психоактивных веществ
> Привлекательность употребления психоактивных веществ
> Отсутствие норм рационального употребления лекарственных средств
> Убеждённость в необходимости использования декоративной косметики
> Приемлемость повреждения организма в целях декорирования
> Пренебрежительное отношение к соображениям гигиены
> Непонимание роли физических нагрузок в жизнедеятельности организма
> Непонимание роли психосоматических явлений в жизнедеятельности организма
> Превалирование ценности формальных спортивных результатов над здоровьем организма
> Приемлемость доминирования режима труда над режимом отдыха
> Приемлемость вредной для здоровья трудовой деятельности
> Отсутствие критического отношения к условиям трудовой деятельности
> Сверхценность вредных для здоровья форм балетного искусства
> Приемлемость бюрократизации сферы здравоохранения
> Приемлемость формального подхода при оказании медицинских услуг
> Приемлемость неоправданного ущерба для здоровья пациента при оказании медицинских услуг
> Приемлемость неоправданного ограничения прав и свобод человека из соображений охраны здоровья
> Приемлемость сокрытия от пациента информации о его здоровье при оказании медицинских услуг
> Приемлемость нерациональных критериев оценки компетентности медицинского персонала
> Отсутствие критического отношения к мнению профессиональных медиков
> Сверхценность отдельных медицинских процедур
> Малоценность знаний о здоровом образе жизни
> Малоценность медицинских знаний
> Непонимание патогенности шума

Обучение и труд
> Малоценность самообразования
> Малоценность языковой грамотности
> Малоценность знаний о социальной инфраструктуре
> Малоценность знаний о профессиональной специализации
> Малоценность знаний по самоорганизации и самообучению
> Малоценность знаний по технике рациональных межличностных коммуникаций
> Малоценность изучения специализированной литературы
> Малоценность сексологических знаний
> Малоценность педагогических знаний
> Отсутствие критического отношения к получаемой информации
> Отсутствие норм рационального структурирования информации
> Отсутствие норм учёта и планирования личного бюджета
> Пренебрежительное отношение к изучению действующего законодательства
> Убеждённость в эффективности наказаний в практике воспитания
> Убеждённость в позитивной роли мифов в практике воспитания
> Отсутствие критического отношения к мифам и религиозным представлениям
> Отсутствие критического отношения к устоявшимся научным положениям
> Пренебрежительное отношение к не интерпретированным научно фактам
> Сверхценность академических форм передачи научных знаний
> Сверхценность дисциплинарного подхода в научной сфере
> Малоценность системного подхода в научной сфере
> Малоценность научных знаний
> Пренебрежительное отношение к выработанным знаниям
> Приемлемость длительных сроков обучения
> Отсутствие критического отношения к образовательным системам
> Приемлемость нерациональных критериев оценки компетентности педагогических кадров
> Приемлемость изучения неактуальных знаний в рамках общеобразовательных систем
> Приемлемость нерационального совмещения разноплановых знаний в учебных процессах
> Приемлемость нерационального распределения времени в учебных процессах
> Приемлемость неэффективных групповых режимов в учебных процессах
> Приемлемость неэффективных устных форм передачи учебного материала
> Малоценность систематизированности и единообразия учебных материалов
> Малоценность задач мотивации учащихся
> Отсутствие норм использования видеообучения
> Приемлемость нерациональной оценочно-экзаменационной системы аттестации знаний
> Превалирование ценности аттестации знаний над задачами обучения
> Сверхценность результатов аттестации знаний
> Сверхценность высшего образования
> Сверхценность трудовой деятельности
> Сверхценность отдельных видов трудовой деятельности
> Малоценность коллективного режима трудовой деятельности
> Малоценность соображений целесообразности трудовой деятельности
> Малоценность сосредоточения внимания на текущей трудовой деятельности
> Отсутствие норм рационального функционирования в процессе трудовой деятельности
> Пренебрежительное отношение к качеству результатов трудовой деятельности
> Пренебрежительное отношение к планированию трудовой деятельности
> Пренебрежительное отношение к технике безопасности в трудовой и бытовой деятельности
> Отсутствие критического отношения к профессиональной квалификации
> Малоценность постоянного повышения профессиональной квалификации
> Малоценность оперативности профессиональной переподготовки
> Непонимание разницы между спецификами трудовой деятельности
> Непонимание потребности в посредниках между узкопрофессиональными специализациями
> Непонимание ограниченности навыков и ресурсов организма при постановке трудовых задач
> Пренебрежительное отношение к индивидуальным органическим особенностям
> Допустимость эксплуатации детского труда

Взаимодействие между людьми
> Допустимость ксенофобии
> Допустимость расизма
> Допустимость национализма
> Допустимость патриотизма
> Привлекательность превосходства
> Приемлемость соперничества
> Приемлемость авторитаризма
> Допустимость неравноправия полов
> Убеждённость в физической и умственной неполноценности женщин
> Приемлемость социально-культурной отсталости отдельных народностей
> Приемлемость классового деления общества
> Допустимость бедности
> Допустимость насилия
> Допустимость нарушения прав собственности
> Непонимание прав и объективных интересов личности
> Недопустимость обнажения человеческого тела
> Приемлемость эмоциональной неуправляемости
> Приемлемость раздражительности
> Приемлемость грубого и агрессивного поведения
> Привлекательность физической и эмоциональной агрессии
> Приемлемость избыточного сосредоточения на болезненных переживаниях
> Приемлемость страха перед представителями власти и авторитетными лицами
> Допустимость извлечения личной выгоды в ущерб чужим интересам
> Приемлемость намеренного дезинформирования с целью извлечения личной выгоды
> Превалирование личной выгоды над объективными потребностями клиента при оказании услуг
> Отсутствие норм рационального информирования клиента о характере предоставляемых ему услуг
> Приемлемость неоправданных усложнений деловых взаимоотношений
> Приемлемость неоправданных усложнений деловой документации
> Приемлемость нарушения взятых обязательств
> Приемлемость несоответствия трудозатрат и оплаты труда
> Приемлемость несоответствия уровня доходов и налоговых выплат
> Малоценность оценки ситуации с позиции оппонента или партнёра
> Малоценность практики анализа и осознанного проектирования дружеских взаимоотношений
> Отсутствие критического отношения к друзьям и родственникам
> Убеждённость в объективности мнения старших поколений
> Убеждённость в объективности родительского мнения
> Сверхценность родственных отношений
> Сверхценность свадебных и похоронных обрядов
> Сверхценность погребения умерших
> Сверхценность общения
> Приемлемость навязывания общения окружающим
> Приемлемость неоправданной регламентации половой жизни
> Пренебрежительное отношение к соображениям контрацепции
> Приемлемость нерациональных идеальных образов мужчины и женщины
> Приемлемость нерациональных стереотипных супружеских ролей
> Приемлемость неискренних супружеских взаимоотношений
> Малоценность практики супружеских договорённостей
> Допустимость собственничества по отношению к супругу
> Допустимость ревностной регламентации поведения супруга
> Пренебрежительное отношение к детям
> Пренебрежительное отношение к правам и свободам детей
> Пренебрежительное отношение к содержанию детских игр
> Малоценность принципов рационального общежития
> Пренебрежительное отношение к правилам дорожного движения
> Пренебрежительное отношение к музыкальным и информационным предпочтениям окружающих
> Приемлемость нерациональных форм демонстрации театрального и сценического искусства
> Приемлемость оценки ситуаций и личностей на основе стереотипных представлений
> Непонимание роли комплекса неполноценности в человеческой деятельности
> Сверхценность государственной формы общественного устройства

Идеалы
> Малоценность состояния спокойствия
> Сверхценность интенсивных эмоций
> Допустимость экстремальных развлечений
> Сверхценность туризма
> Сверхценность азартных игр
> Сверхценность соревнований и спортивных состязаний
> Привлекательность пиротехнических зрелищ
> Привлекательность военных достижений
> Сверхценность сексуальных отношений
> Сверхценность коллекционирования
> Сверхценность фольклорного искусства
> Сверхценность произведений живописи и скульптуры
> Сверхценность праздников и праздничных атрибутов
> Сверхценность новостей о событиях в мире
> Сверхценность сенсаций
> Сверхценность отдельных личностей
> Сверхценность мнения большинства
> Сверхценность конформного поведения
> Сверхценность этнических традиций
> Сверхценность этнической идентичности
> Сверхценность мифов и религиозных представлений
> Приемлемость организации жизнедеятельности на основе мифов и религиозных представлений
> Убеждённость в сверхъестественном вознаграждении за определённые действия
> Допустимость неоправданной символизации явлений и личностей
> Отсутствие критического отношения к культам
> Недопустимость гомосексуальных отношений
> Сверхценность деторождения
> Сверхценность социального статуса
> Сверхценность властных полномочий
> Сверхценность участия в преобразовании мира
> Сверхценность космической экспансии

Метапроблемы
> Непонимание принципов логики
> Непонимание причинно-следственной связи цели и деятельности
> Непонимание принципов биологической жизни
> Непонимание бренности человечества
> Непонимание механизмов передачи культурных норм
> Отсутствие норм использования рефлексии
> Отсутствие норм анализа культурных норм

Редакция от 12.11.10
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments