А. Кеплерский (keplerskiy) wrote,
А. Кеплерский
keplerskiy

Производственный календарь социолога

Социолог, в принципе, может работать круглый год, но определённые дни особенно удобны для некоторой социологической работы (особенно для сбора информации). В основном, такими «удобными» днями служат регулярные праздники, из них-то и возможно составить некоторый список дней, который и можно считать таким производственным календарём. Для каждой страны этот календарь будет свой, общемировой календарь тоже будет иным. Здесь описана версия такого календаря для России...


Начинать рабочий год удобнее с середины января (позже станет понятно, почему).


Крещение

Самый незначительный день во всём календаре. Смотрим: что происходит в этот день? А ничего не происходит. Тем не менее, Крещение принято выделять из всех прочих дней января (в частности, считается, что в этот день нередко стоит морозная погода). Это значит, что Крещение потенциально может стать значимым днём, но пока этого не произошло, и достаточно просто отслеживать, не меняется ли это положение вещей.


14-е февраля

Так называемый День влюблённых. Что происходит: говорят о любви, обмениваются любовными посланиями, приурочивают к этому дню признания в своих чувствах, дарят подарки. Во всех этих действиях фигурирует образ юноши и девушки, влюблённых друг в друга (либо в одностороннем порядке). Больше ничего существенного нельзя выделить. Примечательно, что, хоть речь идёт о любви, но тема самой любви, её содержания и специфики очень мало поднимается — всё внимание уделяется внешним атрибутам, причём даже атрибутам не самой любви, а атрибутике сообщения о любви (адресованного предмету этой любви). Это и разовые акты «признания», и подарки (которые в контексте этого дня являются не столько самим даром, сколько сообщением в форме дара), и письма интимного содержания, и неизбывные «валентинки». Канцелярская индустрия в этот период переживает некоторый пик продаж, особенно это касается тематической продукции. В результате, смысл Дня влюблённых сводится к процессу создания и передачи сообщения о наличии любви, а не к самой любви. Так становится ясно, что сама любовь в современном обществе остаётся чем-то мифическим и неуловимым, люди не знают, что это такое, в чём её суть, хотя само по себе её существование вроде бы почти не ставится под вопрос (подразумевается, что все признания-сообщения делаются искренне и только в адрес тех, кого действительно любят). Единственным явным измерением любви в глазах обывателя становится количество и эффектность сделанных признаний (или даже — купленных «валентинок»). Вот эти «замеры любви» и происходят в этот день. Традиция достаточно устойчивая, хотя и как будто несколько ослабевшая в последние годы.


23-е февраля

Бывший День Советской Армии и Военно-Морского Флота. Первоначально смысл этого дня ограничивался пропагандой военщины, однако теперь ситуация ощутимо изменилась: на фоне традиции праздновать 8-е Марта (а также благодаря исторически присущей русскому этносу ориентации на справедливость) этот день неофициально стал считаться Днём мужчин, по аналогии с Международным женским днём. Именно 23-е февраля больше всего подходило для этой цели, поскольку образ воина традиционно ассоциировался с мужчиной (да и в календаре этот день стоит не очень далеко от 8-го марта). Однако милитаристическое содержание этого дня так и не было пересмотрено, день так и остался Днём воина, хотя и в несколько смягчённой интерпретации («День защитника Отечества»). Что в этот день происходит: мужчин поздравляют с праздничком (с «мужским днём»), желают им всех благ и — самое главное — желают им быть успешными «защитниками». Подразумевается защита только одного рода — агрессивные действия с применением силы. При этом устойчиво фигурируют образы солдата, воина, физически развитого детины и т.п. Тем самым понятие «мужчина» тесно связывается с понятиями «война» и «сила» (подразумевается, что мужчина обязательно должен быть сильным). Так становится видно: в современном обществе принято считать, что основное действие, на которое способен мужчина — это война, битва, драка — категории такого рода первыми приходят людям на ум, когда речь заходит «о мужчинах вообще». Причём, это считается правильным, мужчин хвалят за успехи в таких занятиях, силовое превосходство само по себе вызывает восхищение и почёт.

Другой аспект этого дня состоит в том, что в этот день (так же, как и 8-го марта) происходит массовая сегрегация общества по половому признаку: в «праздничных» разговорах и мероприятиях устойчиво имеет место деление людей на «они» и «мы», люди одного пола оказываются противопоставлены людям другого пола, обозначены как нечто принципиально иное. Это способствует укоренению гендерных предрассудков и усиливает рост полового антагонизма.

Ещё один аспект этого праздника (какой богатый день!) состоит в том, что в этот день реанимируются поиски «врагов». «Защита Отечества» подразумевает наличие каких-то врагов, от которых это Отечество нужно защищать. Пару десятков лет назад были разные образы таких врагов, но после распада Союза эти образы потеряли убедительность, и теперь в этом вопросе имеют место проблемы. Поэтому люди избегают прямо говорить о каких-то конкретных «потенциальных противниках», но сам факт их наличия так и не был ни разу поставлен под вопрос (вот и в сентябрьском «письме счастья» президент в очередной раз дал понять: враги есть, нужно вооружаться). Так тема поиска врагов ненавязчиво поднимается и в День защитника Отечества, хотя и стоит в задних рядах — об этом почти не говорят, потому что непонятно, кто эти враги, однако подразумевают, что их нужно найти — это высвечивает общепринятый стереотип, состоящий в том, что такие враги существуют всегда, даже если их и не видно. По этому поводу можно вспомнить не очень древнюю индейскую мудрость, гласящую: кто ищет неприятности на свою жопу — рано или поздно найдёт их.


Масленица

Хотя Масленица не считается существенным праздником, однако довольно много людей находятся во власти стереотипа об особенности этого дня: специально в честь «праздника» готовят блины или (и) мясные блюда, ходят гулять и вообще как-либо удерживают саму идею праздника. В свете того, что в эпоху советского строя эта традиция не была столь устойчивой, сегодня Масленица представляется как попытка людей ощутить свою национальную идентичность, ухватиться за какие-то зыбкие призраки давно забытой русской культуры.


8-е марта

Международный женский день. Что происходит: женщин поздравляют с «женским днём», восхваляют их, дарят им подарки (чаще всего цветы), помогают им делать домашнюю работу. В общем-то, всё то же самое можно делать и в другие дни, однако если бы это действительно делалось в другие дни, то не было бы никакого смысла акцентировать внимание на этих вещах в праздничный день. Это говорит о том, что поздравления и внимание к женщинам в этот день является формальным — женщинами восхищаются и поздравляют их не потому, что их очень любят, а потому что просто принято в этот день восхищаться женщинами, дарить им подарки и оказывать знаки внимания. Этот формализм показывает, что на самом деле к женщинам в обществе относятся хреново: им не любят дарить цветы (иначе их не дарили бы специально в этот день, поскольку и без него цветы регулярно бы дарились), их не очень балуют восхищением (8-го марта делается попытка компенсировать целый год), на них свесили всю бытовую работу (лишь в «женский день» им делается одолжение и считается, что этого достаточно).

Кроме того, из факта, что некоторые мужчины специально берутся делать в этот день бытовую домашнюю работу (типа приготовления пищи, мытья посуды, уборки и т.п.), следует вывод о широком хождении стереотипов о «мужской» и «женской» работе. Считается, что мужчины не должны делать определённого рода вещи, потому что этим должны заниматься женщины. Всё это усугубляет разобщённость полов в обществе, способствует укоренению гендерных предрассудков и росту полового антагонизма.


1-е апреля

День смеха. В этот день было принято дурачиться и шутить (в основном, друг над другом). По ходу истории эти шутки превратились в жестокие обманы, люди в этот день стали соревноваться — кто кого посмешнее обманет, обман стал превращаться в вид спорта. Впрочем, в последнее время внимание к этому дню вроде бы ослабло. Видимо, нынче людям не до шуток.


Вербное воскресенье

Религиозный праздник, утративший весь свой смысл. Принято тащить в дом бархатные ветки ив (вербу), но уже не осталось никаких чётких представлений, откуда взялась такая традиция и с какой целью (об этом ходят разные мифы). Некоторые это делают исключительно из соображений красоты. На сегодняшний день это самый грандиозный и бессмысленный российский flash-mob.


Пасха

История с Пасхой напоминает то, что попытались сделать российские законотворцы с Днём Октябрьской революции. Сама по себе Пасха означала иудейскую радость по поводу того, что египетских младенцев замочили, а еврейских не тронули. С точки зрения христианства не следовало бы праздновать это событие, однако празднуется на самом деле другое событие, только называется всё так же Пасхой (всего лишь потому, что оно случилось на Пасху). Между тем, отмечающие этот день православные россияне (не знающие о том, что Пасха, вообще-то, не является православным праздником) не вполне понимают смысл этого действия, а просто следуют традиции. Надо отметить, что в 80-е годы Пасху почти не вспоминали, зато теперь это считается чуть ли не главным религиозным днём в году. Это опять же говорит о том, что Пасха празднуется не ради самой Пасхи и её содержания, а ради того, чтобы почувствовать свою национальную идентичность, приобщиться и приватизировать то, что в общественном сознании считается «традиционно русским». В этот день принято варить и красить куриные яйца, а также приветствовать друг друга известием о воскресении Христа и ответом, содержащим признание этого факта. Этот ритуал сам по себе ничего не содержит кроме процедуры идентификации «верующих» людей друг другом. Этот праздник можно было бы считать относительно безобидным, если бы не ощутимые социальные потрясения, которые стали происходить в последнее десятилетие в силу возросшей моды его праздновать. Неоднократно отмечено, что перед Пасхой повышаются цены на яйца (а после Пасхи опять падают) — из-за ажиотажного спроса поставщики яиц позволяют себе повысить наценку, дабы загрести побольше (и это, конечно же, бьёт по карману всех потребителей, в том числе равнодушных к крашению яиц и вообще к Пасхе). Всё сильнее в этот день происходит деформация сдобного ассортимента: пекарни и кондитерские фирмы вместо обычных булочек в эти дни производят и поставляют в сбытовые сети изделия, называемые «пасхами» (хотя, как правило, это обычные куличи), местами доходит до того, что булочки в эти дни полностью исчезают из продажи, заменяясь «пасхами», всё больше происходит попыток заменить «пасхами» обычный пшеничный хлеб (что моментально вызывает его дефицит). Всё это приносит лишние проблемы совершенно непричастным к празднику людям.


1-е мая

Неопределённый праздник. Многие не видят в нём никакого особого смысла, хотя некоторые пытаются связывать его с весной или трудом. В основном, люди просто отдыхают в этот день, ничего особого не делая. Правда, разного рода попытки создания смыслов на пустом месте уже стали надоедать людям — появилось такое явление как «демонстрация абсурда», ставящая своей целью показать абсурдность самой идеи праздничных первомайских демонстраций, которые кое-где всё ещё пытаются проводить. Надо отметить, что такие «демонстрации абсурда» (так же, как и «марши согласных») — совершенно новое явление, никогда раньше протесты не делались в форме иронии.


9-е мая

По-хорошему, этот день достоин целой книги подробного анализа. Сегодня это почти самый популярный праздник (уступает только Новому году). Что происходит: торжественные мероприятия по случаю победы, украшение городов праздничной атрибутикой, поминание павших (чествование героев), награждение ветеранов, военный парад. В первую очередь примечательна сама идея торжества: положительным событием считается то, что когда-то одна страна успешно набила морду другой стране. Хотя насилие в целом не поощряется обществом, однако грандиозный насильственный акт (с выгодой в свою пользу) оценивается как замечательное достижение. Сам факт победы над фашистской Германией ассоциируется у людей в первую очередь с успехом (и радостными эмоциями по этому поводу) и только потом уже с ужасами войны (и скорбью о погибших). Это значит, что в современном обществе широко принято считать насилие приемлемым и «правильным», если оно является «справедливым» с точки зрения широкой общественности. Такое насилие даже не принято считать насилием, его называют какими угодно другими словами (типа «нанесение поражения», «доблестный подвиг», «воинский долг»). Кроме того, в такой радости (по поводу победы) явным образом высвечивается национальный эгоцентризм: принято радоваться за себя (и за «своих»), но не принято беспокоиться о других участниках этой истории (никто ведь не задумывается о том, например, каково было немцам от этой победы, и каково им теперь, когда им постоянно припоминают гримасы фашизма). Итого: празднованием Дня Победы одобряется насилие и укрепляются националистические настроения. Но это ещё не всё.

Казалось бы — сколько можно праздновать одну и ту же победу? Уже и побеждённые давно не те, и победители сильно изменились, а победа всё празднуется и празднуется. Спрашивается — кому и зачем это надо? Смотрим: что же извлекают из этого праздника россияне, какое место он занимает в современном культурном контексте? Эта победа 60-летней давности не имеет сегодня никакого значения для жизни страны — единственное, что из неё можно извлечь — это ощущение причастности к «подвигу советского народа». Надо заметить, что после фактического поражения в холодной войне, распада Союза и загнивания реформ российские граждане оказались поставлены перед фактом: великая держава (которой было принято считать Россию) облажалась и перестала быть великой. Людям, привыкшим считать себя гражданами «значительного» государства, стало недоставать этой «значительности», не стало поводов для гордости и особо положительных оценок, все достижения советского строя оказались растеряны и забыты, в общем — гордиться особо нечем. Но людям хочется гордиться, ведь принято считать, что быть незначительным — плохо, следует стремиться к величию, могуществу и превосходству. Это создаёт подоплёку для национального комплекса неполноценности. Вместе с тем, победа в Великой Отечественной войне — чуть ли не единственное достижение советского народа, которое так и не удалось дискредитировать. Значимость этой победы можно оспаривать, однако в сознании населения это событие фигурирует как «великая победа в великой войне» (то есть преподносится как нечто архивыдающееся). Причастность к «великой победе» как раз и даёт такой повод для гордости за свою страну (и за себя в ней), которого так недостаёт в последнее время. Это стремление погордиться и становится реализацией комплекса национальной неполноценности — люди гордятся тем, что когда-то их соотечественники крупно победили. Прослеживается и подоплёка комплекса неполноценности, и его реализация, следовательно — закомплексованность россиян налицо. Вот поэтому им и нужен до сих пор этот праздник, чтобы хотя бы ненадолго почувствовать себя гражданами великого и могучего государства.

Ещё можно обратить внимание на обилие праздничной атрибутики. Не всегда, например, есть деньги на ремонт дорог, однако на праздничную прихоть деньги находятся. Это лишний раз показывает сверхзначимость этого дня в современной российской культуре.

Также нельзя обойти вниманием так называемые «георгиевские ленточки». Идея эта не оригинальна, в других странах давно существовали похожие вещи (например, пластиковые маки в Англии), однако российские ленточки не несут никакой социально-значимой функции, а служат лишь знаком причастности. Принято считать, что чтить память павших — это «правильное» дело, достойное похвалы. Считается, что если человек «чтит память», то он — молодец, он хороший гражданин. Таким образом, человек, цепляющий куда-либо себе такую ленточку, сообщает всем остальным, что он тоже причастен, он тоже молодец. Так смысл этой ленточки сводится к сообщению о своей «правильности». В этом году ленточки на отдельных машинах висят до сих пор. Между тем, тому, кому действительно важно почтить память воинов, не понадобится для этого никакая ленточка. Поэтому можно говорить о том, что память павшим всё больше превращается в фиктивное ношение ленточек.

Также следует обратить внимание и на отношение к ветеранам. В этот день их поздравляют, «чествуют», вручают им разные памятные атрибуты (например, грамоты). Однако многие ветераны уже давно поняли фиктивность всего этого внимания (это ведь никак не отражается на их жизни в целом), некоторые даже говорят открытым текстом: «лучше бы денег дали вместо этих бумажек». Надо признать, что жизнь этих ветеранов, их ежедневные будни никого по большому счёту не интересуют, о них вспоминают только в праздники (и ограничиваются торжественными мероприятиями в их честь). Как такового внимания и заботы со стороны общества ветераны не получают, их проблемы неведомы широкой общественности, их уровень жизни зачастую оставляет желать лучшего. Так, например, тема приобретённой на войне алкогольной зависимости даже не исследовалась (воюющим на передовой полагался паёк водки, солдатам предлагалось перед каждой атакой выпивать сто грамм, это создало устойчивую привычку, от которой многие так и не смогли избавиться после войны), точечные исследования лишь выявили эту проблему, но даже оценить её масштаб не представляется возможным. Правда, в последнее время ситуация в этом отношении несколько изменилась: появились разовые денежные выплаты в честь праздника, появились намерения поскорее обеспечить жильём всех ветеранов, кто в этом нуждается. Следует пронаблюдать, к чему это приведёт.


12-е июня

Так называемый «День России». Воспринимается, в основном, с недоумением. Многие не знают, что именно празднуется в этот день, и просто отдыхают. Больше ничего особого не происходит.


22-е июня

День памяти (ещё один!) погибших в войне. Говорится, что в этот день «фашистская Германия вероломно напала на СССР». Подразумевается, что такое особое внимание к этому дню вызвано стремлением помнить о жертвах, «чтить память» и т.п. (что и предлагается делать в этот день). Однако такой существенный акцент на одном дне нападения указывает на то, что сама по себе «память» тут ни при чём, а день этот давно превращён в фетиш для манипулирования массами, стимулирования патриотической обиды и готовности воевать. Проверить это предположение лучше немного позже.


7-е июля

День Ивана Купалы. В этот день принято поливать водой кого попало — знакомых и случайных прохожих (а также проезжающие машины). Исходный смысл этого действия давно утрачен и заменён новым: традиция используется как повод выплеснуть агрессию и, если не избить, то хотя бы облить кого-нибудь водой. Откровенно насильственное действие оправдывается апелляцией к тому, что это национальная традиция, что «так принято». Мужчины занимаются этим в целом больше, чем женщины, а дети в целом больше, чем взрослые. Чем меньше населённый пункт, тем больший размах приобретает в нём это явление. Впрочем, в последние годы наблюдается некоторое ослабление традиции.


1-е августа

Вот теперь можно проверить сделанное ранее предположение о фиктивности Дня памяти (22-го июня). Смотрим: что происходит 1-го августа? Никто ничего не вспоминает? Никто не говорит ни о каком памятном дне? Не слышно никаких призывов почтить память погибших? Да, ничего этого не происходит. Ни одному социологическому центру даже не приходит в голову поспрашивать людей — не знают ли они, какой сегодня день (вопросы, которые социологи задают людям, а также варианты ответов, которые они предлагают, тоже являются важным показателем общественной жизни). А ведь 1-го августа 1914-го года Германия объявила войну России, и для последней этот день стал началом участия в первой мировой войне. Были мобилизованы и погибли миллионы людей, однако сегодня об этом никто не помнит — официально на этот день приходятся настолько смехотворные праздники, что они даже не заслуживают упоминания. Других памятных дней, как-либо связанных с первой мировой войной, тоже нет — и это при том, что человеческие потери России в этой войне считаются наибольшими из всех стран-участниц. Так становится ясно: никакой памяти о погибших на самом деле нет, есть простой общественный фетиш в виде 22-го июня, который ассоциируется с памятью о погибших и прочим околовоенным героическим пафосом.


2-е августа

День Воздушно-десантных войск. Что происходит: в общественных местах можно встретить пьяных матросов (людей, одетых похожим для матросов образом), которые считают себя вправе в этот день похулиганить. Это явление достигло уже таких масштабов, что сведения о нём докатились до Википедии (цитата: «...день ВДВ отличается повышенной активностью отмечающих его десантников, в том числе бывших, из-за чего происходит большое количество конфликтов и происшествий, но не между самими десантниками. Поэтому в этот день за безопасностью обычно следят усиленные наряды милиции, а Красная площадь и Мавзолей закрыты для посещения»).


1-е сентября

День знаний, начало учебного года в школах. Проводятся торжественные линейки, праздничные собрания учащихся, встречи с учителями и т.п. Считается, что это радостный день, потому что для школьников он означает возвращение к учёбе (считается, что это должно их радовать). День знаний устойчиво ассоциируется с ощущением его значительности и радостью. Однако оснований для таких ассоциаций немного: начало учебного года — это обычное бытовое явление, в нём нет никакой исключительности и позитивного содержания, это чисто организационное событие, такое же, как, скажем, начало рабочего дня. Радость по поводу начала очередного учебного (или рабочего) цикла означает ориентированность на форму деятельности (а не на её содержание и результаты) и выделение её процессуальной стороны в качестве самостоятельной ценности. В центре внимания оказывается уже не цель обучения в школе, а сам процесс обучения с его формальными атрибутами (с первым звонком, например) — сама по себе учёба заслоняет смысл этой учёбы. Это значит, что в обществе не удерживаются чёткие представления о том, зачем же нужно учиться в школе, люди обращают внимание на то, что видят (на процесс), а не на то, для чего это нужно.

Кроме того, у самих школьников какой-либо особой радости в этот день нет — школа воспринимается детьми как неприятная обуза, с которой ничего нельзя сделать и остаётся её только терпеть. Школьникам отчасти передаётся приподнятый настрой взрослых (если он имеет место), но весьма ненадолго — никакого ощутимого содержания им этот день не несёт, впечатления от праздничной атрибутики быстро гаснут под напором ассоциаций с ежедневной школьной рутиной. Единственная реальная радость учеников в этот день вызвана отнюдь не возможностью получить новые знания, а встречей с друзьями, которых долго не видели. Между тем, взрослое население упорно не замечает такого отношения детей к школе. Отчасти это указывает на массовые иллюзии, отчасти же в этом упорном игнорировании очевидных фактов можно усматривать защитную психическую реакцию, называемую «вытеснением»: неприятные, травмирующие сведения вытесняются из сознания, а нежелание детей учиться в школе как раз является таким крайне неприятным явлением для взрослых, поскольку существенно противоречит их онтологии (широко принято считать, что дети обязательно должны учиться в школе, что без этого жизнь современного человека немыслима). Всё это в целом указывает на массовую педагогическую некомпетентность — вместо того, чтобы решать проблему, люди закрывают на неё глаза, потому что не знают, как её решать. Примечательно, что работники системы образования ничем в этом отношении не отличаются от всех прочих, хотя должны были бы отличаться, поскольку программы учебных педагогических курсов содержат сведения о решении задач мотивации учащихся. Видимо, тут уже приходится говорить в том числе и о неэффективности учебной системы, готовящей педагогический состав (хотя это, конечно, уже указывает на проблемы качества всей системы образования).

Ещё этот день сопровождается бумом продаж всевозможной канцелярии. Торговые фирмы давно усвоили, что на начало учебного года приходится львиная доля продаж канцелярской продукции за год, поэтому в эти дни существенно расширяется ассортимент и увеличиваются товарные запасы. Крупные компании даже открывают дополнительные отделы — специально для продажи школьной канцелярии. Всё это говорит о том, что многие родители учеников не особенно планируют покупки и не пополняют учебные принадлежности по ходу года, а делают это в последний момент, когда уже совсем припрёт — в августе или сентябре.


4-е и 7-е ноября

Пертурбации, связанные с этими днями, привели к тому, что однозначного их понимания в обществе нет. Как показывают опросы, большинство россиян до сих пор не знает, какой именно праздник отмечается 4-го ноября, и это как нельзя лучше показывает, что этот праздник был высосан из пальца, а попытка перекрасить революционный день провалилась. Желающих отмечать 7-е ноября в целом больше, чем желающих отмечать 4-е, однако и тех, и других в целом не очень много. Никаких существенных явлений в эти дни не замечено (это, видимо, говорит о том, что люди дезориентированы).


Новый Год

Это самое значительное ежегодное событие в жизни российского общества. Разговоры на тему Нового года начинаются ещё осенью, огромная часть рекламы (в основном, в декабре) так или иначе обращается к новогодней тематике, праздник сопровождается наибольшим количеством выходных дней. Что происходит в это время: люди поздравляют друг друга с Новым годом, желают друг другу благ, приносят домой хвойные деревья и украшают их, устраивают праздничные застолья, наблюдают в ночь на 1-я января момент смены дат, дарят друг другу подарки. Новый год неизменно ассоциируется с радостью, счастьем, массовым весельем и восторгом. Однако никаких объективных оснований для такой связи нет — смена одного календарного года на другой никак не влияет на человеческую жизнь и поэтому сама по себе не может содержать ничего позитивного (или негативного). Это исключительно формальное событие, неизбежное и неизменное, зависящее только от принятой системы измерения времени. В то же время, этот полностью фиктивный праздник является самым популярным — его отмечают почти все. Хотя количество не отмечающих Новый год медленно растёт, этих людей всё ещё слишком мало (не более двух процентов), чтобы представлять собой существенное явление. Поэтому можно говорить, что на данный момент это единственный праздник, который отмечает вся страна.

Основным атрибутом Нового года служит украшенная ёлка (или что-нибудь похожее). Это считается красивым, однако в самом выборе ели для этой цели так же нет никакого объективного смысла, как и во всём празднике. Тем не менее, эта традиция весьма устойчива: многие люди не представляют себе праздник без ёлки, считают это чем-то принципиально недопустимым, единственное заметное изменение в этом вопросе касается специфики елей: всё больше людей склоняются к мнению, что ёлка может быть искусственной. Обычные ёлки после праздников просто выбрасываются вместе с мусором. Вокруг новогодних ёлок сложилась некоторая индустрия: по всей видимости, почти все ёлки выращивают в специальных питомниках — специально для продаж в канун Нового года. Для сбора и вывоза выброшенных ёлок привлекаются дополнительные ресурсы коммунальных служб (транспорт и человеко-часы).

Другим постоянным атрибутом праздника является Дед Мороз — мифический персонаж, раздающий детям подарки. Многие родители стараются что-нибудь подарить детям в честь Нового года, но при этом большинство родителей обманывает своих детей, сообщая им, что эти подарки принёс Дед Мороз. В этом также нет никакой целесообразности, зато это имеет массу социальных последствий — начиная от привнесения элементов мифологической картины мира в детское мировоззрение и заканчивая ухудшением отношений между родителями и детьми (в целом это достаточно широкий вопрос, заслуживающий отдельного рассмотрения).

В целом новогодний период сопровождается массой социальных неурядиц. В последние дни декабря возникает грандиозный покупательский ажиотаж — люди закупают большое количество продуктов и подарков (а также праздничных украшений и пиротехнических средств, что само по себе указывает на уровень материальной обеспеченности общества в целом). Пик продаж приходится на 30-е декабря — этот день традиционно приносит магазинам наибольшую выручку. Этот покупательский бум вызывает сутолоку и гигантские очереди, а также неоправданное повышение цен: перед Новым годом цены на некоторые категории товаров галопируют, а после Нового года понижаются до исходного уровня (рост цен на отдельные товары превышает 300%). Не меньшую дестабилизацию в сфере торговли создают выходные дни: традиционно в первые числа января не работает большинство торговых точек, в том числе продуктовых магазинов. Кроме того, нарушаются графики поставок продовольствия (в основном, скоропортящегося), в частности, хлебных изделий и молочной продукции (перебои с этими товарами начинаются ещё 31-го декабря и длятся несколько дней).

Не меньше социальных потрясений вызывает использование пиротехники. Запуск всевозможных салютов, петард, хлопушек и прочих подобных изобретений становится всё более и более популярен, причём такая тенденция наметилась с конца 90-х годов, когда доходы населения стали расти, а сфера торговли стала всё активнее поставлять такого рода продукцию. В результате в новогоднюю ночь после полуночи начинается настоящая канонада: со всех сторон гремит, взрывается, грохает, бахает, бухает, свистит, шипит, шкварчит и озаряет округу разноцветными отсветами всё, что может это делать. О тишине в эту ночь и на следующий день можно забыть — отдельные взрывы начинают звучать ещё в начале зимы (сразу же после начала продаж пиротехники) и прекращаются только в середине января, но в ночь на 1-е января наблюдается целый шквал. Чем крупнее населённый пункт, тем больше масштабы этого явления. При этом люди совершенно не замечают, что весь этот шум им мешает — грохот в новогоднюю ночь считается нормальным (хотя и является фактически противозаконным). Тема шума даже не обсуждается — он считается привычным и неотъемлемым атрибутом праздника. Это напоминает ряд других сходных явлений в обществе, связанных с привыканием к патогенным факторам (так, например, в одном исследовании городского общественного транспорта было обнаружено, что водители автобусов обильно курят в кабинах во время движения по маршруту, дым ощутимо проникает в салон, но пассажиры его не замечают, потому что давно привыкли находиться среди табачного дыма).

Наконец, сама процедура встречи Нового года неизменно содержит застолье с большим количеством еды и алкоголя. Набор блюд устойчиво стереотипен — непременно присутствуют мясопродукты и определённый салат. Видимо, устойчивость новогодней традиции распространяется и на все случайные атрибуты этого праздника, однажды по каким-либо причинам ставшие массовыми (как это было, например, с просмотром фильма «Ирония судьбы»). Однако доминирующими пищевыми продуктами на праздничном столе неизменно являются алкогольные напитки. При подготовке к празднику люди не обсуждают, будут ли они пить или нет — они обсуждают, что именно они будут пить (какой алкоголь) и в каком количестве. Употреблением алкоголя сопровождаются и другие события года, но в Новый год пьянство достигает апогея: отношение к алкоголю подобно отношению к ёлке, только в ещё более крайней степени — сам процесс «встречи» неизменно связывается с употреблением алкоголя, возлияние является центральной операцией всего празднования. Разрушение организма алкоголем воспринимается как основное средство отдыха и получения радости. Также считается нормальным плохое самочувствие некоторое время спустя (похмелье), по этому поводу всё больше шутят, но не видят в этом проблемы, считают это нормальным явлением, неотъемлемым от праздника. Некоторым оказывается мало одного раза, и они встречают Новый год дважды (так называемый «Старый Новый Год»). В силу всего этого в праздничный период наблюдается большое количество пьяных на улицах.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments