А. Кеплерский (keplerskiy) wrote,
А. Кеплерский
keplerskiy

Устаревшая система образования (план)

Когда-то планировал сделать развёрнутый обзор системы образования, но теперь уже, видимо, не успею. Здесь описан только примерный план этого возможного обзора.

Основной тезис: система образования устарела во всех отношениях.

Задачи системы образования
Тезис: задача обеспечения грамотности утратила прежнюю актуальность.
Отсутствие единого уровня грамотности дошкольников. Взаимосвязь уровня грамотности дошкольника с особенностями семьи. Доступность методик внутрисемейного обучения грамотности. Осложнения в результате различий в уровне дошкольной подготовки. Проблемы групповой формы обучения. Актуальность выведения начального образования в отдельный сектор системы образования.
Тезис: задача передачи общих знаний утратила прежнюю актуальность и приобрела объективные трудности.
Неактуальность широкого спектра знаний в эпоху узкой специализации. Неприменимость общих знаний. Катастрофический рост объёма общих знаний. Темпы устаревания отдельных общих знаний.
Тезис: задача подготовки к социально-активной жизни до сих пор не осознана.
Рост и усложнение социальной инфраструктуры. Низкая социальная грамотность населения. Актуальность передачи социальных знаний.
Тезис: задача подготовки к специализированной трудовой деятельности слабо осознана.
Актуальность специализированной трудовой деятельности. Стихийный характер самоопределения при выборе трудовой деятельности. Проблемы трудового обучения и переквалификации. Личностный фактор и актуальность индивидуального подхода.
Тезис: задача мотивации учащихся на учебную деятельность игнорируется.
Падение уровня образования. Отрицательная мотивация учащихся. Отрицательный образ учебных заведений в глазах учащихся. Кризис системы образования и перекладывание мотивирующих функций на другие институты.

Содержание образования
Тезис: практически всё содержание образования состоит из неактуальных знаний.
Общие тенденции федеральных учебных планов. Математические знания. Гуманитарные знания. Естественнонаучные знания. Сектор искусства. Сектор трудовой деятельности. Физическая культура. Начальная военная подготовка и знания по гражданской обороне. Факультативные курсы. Религиоведение. Проблемы преподавания языковых знаний. Отдельные инициативы в регионах.
Тезис: необходимые знания отсутствуют в содержании образования.
Знания о социальной структуре. Знания о социальном поведении. Психологические и культурологические знания. Знания о самовоспитании, самоорганизации и самообучении. Знания о типах и средствах коммуникации. Знания об информационных системах. Знания о типах производственной деятельности. Знания по технике безопасности. Правовые знания. Знания о здоровье. Знания о половой жизни и воспитании детей. Актуальность полного выведения профессионального образования в отдельный сектор системы образования.

Средства и форма обучения
Тезис: устное изложение материала неэффективно.
Трудности восприятия устного материала. Нестабильность качества подачи материала. Косность устной формы. Проблемы обратной связи при устной подаче материала.
Тезис: групповая форма обучения перестала себя оправдывать.
Социальная стратификация. Бытовые проблемы групповой формы обучения. Фактор дезорганизации в группе. Сложности согласования режимов. Актуальность индивидуального подхода.
Тезис: современные средства записи, воспроизведения и структурирования информации практически не используются.
Повторяемость уроков и лекций. Актуальность телеобучения. Организация индивидуального подхода. Отсутствие единой информационной образовательной системы.
Тезис: эффективные формы обучения не задействованы либо профанируются.
Сложности организации домашнего обучения. Проблемы дистанционного обучения. Проблемы разработки учебных материалов для дистанционного обучения. Проблемы контроля качества образовательных процессов. Актуальность института тьюторства. Организация обратной связи в процессе обучения.

Режим занятий
Тезис: режим занятий в первой половине дня неэффективен.
Проблемы организации утренних мероприятий. Нюансы физического состояния учащихся.
Тезис: режим параллельного изучения множества предметов неэффективен.
Проблемы распределения нагрузки. Проблемы переключения между учебными материалами. Проблемы длительных программ обучения. Проблема структурирования изучаемых материалов. Проблемы обратной связи и аттестации. Опыт Школы Щетинина.
Тезис: режим жёсткой программы обучения неэффективен.
Проблемы мотивации. Осложнения в результате различий в уровне подготовки. Проблемы программной ограниченности. Опыт Школы Тубельского.

Инфраструктура
Тезис: здания, помещения и их оснащение малопригодны для задач обучения.
Несоответствие строений и помещений современным эстетическим и эргономическим требованиям. Невостребованность цветовых средств в оформлении помещений. Бессистемность и непродуманность тематического оформления помещений. Патогенность мебели. Патогенность сидячего режима занятий. Отсутствие или непригодность бытовых помещений.

Материальное оснащение
Тезис: основные учебные материалы не обеспечиваются должным образом.
Проблемы обеспечения учебных заведений основными учебными материалами. Перекладывание задач обеспечения основными и расходными учебными материалами на учащихся. Коммерциализация сферы обеспечения учебными материалами. Непрозрачность процессов разработки учебных материалов. Низкое качество основных учебных материалов. Катастрофический рост объёма учебных материалов на фоне ухудшения их качества. Отсутствие единой системы учебных материалов.
Тезис: вспомогательные учебные материалы устарели или не используются.
Проблемы использования вспомогательных материалов в учебных программах. Отсутствие системы разработки и обновления вспомогательных учебных материалов. Использование устаревших технологий визуализации. Отсутствие современных средств воспроизведения.

Принципы аттестации
Тезис: оценочно-экзаменационная система необъективна и не соответствует учебным задачам.
Проблемы объективности оценочно-экзаменационной системы аттестации. Проблемы тестов. Сложности групповых форм аттестации. Смещение целей учебного процесса на задачи аттестации. Переход аттестации из средства в самоцель. Превалирование цели аттестации над целями обучения. Административное вмешательство в процессы аттестации в целях служебной показухи. Коррупция. Неадекватное отношение к оценкам и результатам экзаменов. Неадекватная мотивация учащихся. Патогенность аттестационных процедур. Детские суициды. Амнестические эффекты. Падение уровня образования.

Кадры
Тезис: линейные педагоги некомпетентны.
Проблемы квалификации педагогов. Психологические проблемы педагогов. Насилие педагогов. Проблемы объективности системы аттестации педагогов. Проблемы программ повышения квалификации педагогов. Необъективность конкурсов «Учитель года». Проблемы методического контроля. Проблемы взаимодействия учащихся, педагогов и контролирующих органов. Актуальность расширенной системы тестирования педагогов. Психологические аспекты тестирования. Культурологические аспекты тестирования.
Тезис: система образования непривлекательна для молодых компетентных специалистов.
Объём трудозатрат педагогов. Неадекватный уровень оплаты труда педагогов. Неадекватные методические требования. Неадекватные программные требования. Физическая незащищённость. Детское и подростковое насилие. Низкий уровень усвоения предшествующего программного материала учащимися. Низкий уровень развития навыков мышления у учащихся. Неадекватное вмешательство администрации учебных заведений в процессы аттестации учащихся.

Воспитательная составляющая
Тезис: программа воспитания ориентирована на воспроизводство устаревших ценностей советского образца, несоответствующих принципам свободного общества и неприменимых в постиндустриальную эпоху.
Патриотизм. Любовь к Родине. Националистические мифы. Милитаристические мифы. Гендерные мифы. Авторитет старшего поколения. Авторитет предков. Фольклор.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments