А. Кеплерский (keplerskiy) wrote,
А. Кеплерский
keplerskiy

13 стадий развития корпорации

Обнаружил в старых бумагах забавные схемы организации бизнеса, которые я разрабатывал то ли в 96-м, то ли в 99-м году. Это не описание действующих бизнес-моделей, а скорее проект «под себя», то есть оргсхемы корпорации, которую бы делал я сам (как мне это представлялось в конце 90-х годов). Сейчас они вызывают улыбку, но всё же могут служить неким материалом для учебного анализа.
Там было выделено 13 основных стадий...


Стадия 1.
На первой стадии есть только Руководитель и ничего больше. Сейчас-то, конечно, понятно, что на самом деле это не просто руководитель, а Организатор-Руководитель-Управленец. Даже больше управленец и организатор, чем руководитель. Но в схемах он обозначен как просто Руководитель.


Стадия 2.
Появляются Ресурсы, которые Руководитель задействует (здесь и далее заштрихованный прямоугольник будет обозначать Ресурсы).


Стадия 3.
Создаётся Производство (любое) и Исполнительный Аппарат для управления им. Руководитель использует Ресурсы и управляет Исполнительным Аппаратом (который уже непосредственно управляет производством). Производство чего-нибудь производит, за счёт чего пополняются ресурсы.


Стадия 4.
Производство начинает делиться на отдельные (независимые) направления (например, по видам продукции).


Стадия 5.
Производство уже явным образом дифференцировано по отдельным производствам, каждое из которых можно расценивать как отдельную компанию. Вместе с этим становится постоянным явлением организация принципиально новых производств (Внедрений).


Стадия 6.
Новые производства запущены в работу. Как видно из схемы, целью этих производств было охватить как можно более широкий спектр социально значимой продукции (выделены, в частности, продукты питания, одежда и предметы обихода). Начинается организация собственного производства оборудования, необходимого для остальных производств.


Стадия 7.
Производство собственного оборудования запущено в работу и поставляет оборудование для остальных производств. Начинается организация собственных поставок материалов для производства этого оборудования и для остальных производств (идея собственных поставок материалов заключается в полном самообеспечении, вплоть до организации собственных горнодобывающих и металлургических подразделений). Кроме того, Исполнительный Аппарат достигает критической степени сложности, поэтому из него выделяется Административный Аппарат, который будет управлять Исполнительным. Административный Аппарат наделяется функцией задействования Ресурсов без прямого участия Руководителя, однако Административный Аппарат управляется Руководителем. Также появляется Благотворительный Фонд, который управляется Руководителем.


Стадия 8.
Организовано собственное производство материалов. Всё это (вместе с производством оборудования и профильными производствами) будет составлять неразрывный производственный блок, управляемый Исполнительным Аппаратом. Появляются также Кадровый Аппарат и Служба Контроля. Кадровый Аппарат носит вспомогательную функцию для организации Административного Аппарата (решение кадровых вопросов, обучение, повышение квалификации сотрудников, обеспечение корпоративных норм работы и так далее), но, в то же время, управляется им. Служба Контроля контролирует работу всех аппаратов и подчиняется напрямую Руководителю.


Стадия 9.
Схема значительно усложняется. Исполнительный Аппарат дробится по основным направлениям (производство материалов, производство оборудования и профильные производства). Появляется Служба Сверхконтроля. Она подчиняется напрямую Руководителю и контролирует Службу Контроля. Появляются Научный Аппарат и Аппарат Разработок, призванные усовершенствовать все сферы производства. Оба аппарата управляются Руководителем, Научный Аппарат занимается главным образом исследованиями и генерацией идей, управляя Аппаратом Разработок, а Аппарат Разработок занимается реализацией этих идей, участвуя в управлении Административным Аппаратом. За счёт Благотворительного Фонда формируется Отдел Реконструкции и Развития (управляется Руководителем). Этот отдел решает не внутренние задачи корпорации (как это делают Научный Аппарат и Аппарат Разработок), а примерно те же задачи, которыми обычно занимаются благотворительные фонды, но только более комплексно, самостоятельно разрабатывая и реализуя благотворительные проекты. Появляются собственные Средства Массовой Информации. Они обеспечиваются профильными производствами и управляются Руководителем. Наконец, появляются Продукты Культуры. Сейчас уже сложно сказать, что именно я имел в виду под этим элементом, но, скорее всего, это то, что сейчас называют индустрией шоу-бизнеса. Продукты Культуры также обеспечиваются профильными производствами и управляются Руководителем.


Стадия 10.
Появляются некие Вооружённые Силы. По назначению они близки к тому, что сейчас называют службой безопасности. На предыдущих стадиях они неизбежно существовали (в свёрнутом виде) внутри Службы Контроля. Однако теперь они выделены как отдельное подразделение для решения задач вне корпорации (так же, как и все отделы в верхнем ряду схемы). Они тоже обеспечиваются профильными производствами и управляются Руководителем. Служба Контроля начинает контролировать Научный Аппарат и Аппарат Разработок, а также СМИ и Вооружённые Силы. Служба Сверхконтроля уже не только контролирует Службу Контроля, но и начинает ей управлять. Руководитель перестаёт управлять Службой Контроля, Аппаратом Разработок и (временно) Административным Аппаратом.


Стадия 11.
Продукты Культуры начинают восполнять Ресурсы. Благотворительный Фонд полностью вырождается в Отдел Реконструкции и Развития. Производство начинает обеспечивать его деятельность. Служба Контроля перестаёт контролировать Административный Аппарат (теперь она только управляется им), а также Вооружённые Силы и СМИ (на схеме не хватает стрелок от Службы Контроля к Научному Аппарату и Аппарату Разработок). Эти функции переходят к Службе Сверхконтроля (на схеме не хватает стрелки от Службы Сверхконтроля к СМИ). Руководитель вновь управляет Административным Аппаратом.


Стадия 12.
Продукты Культуры (Культурные Продукты) перестают обеспечиваться производствами и становятся полностью самостоятельной сферой. В Исполнительных Аппаратах выделяются Руководители Производств. Управление Исполнительными Аппаратами теперь происходит через них. Также выделяются Руководители Научного Аппарата, Аппарата Разработок, вновь созданного Отдела Благотворительности, Отдела Реконструкции и Развития, Вооружённых Сил и СМИ. Служба Контроля контролирует все аппараты, управляется Административным Аппаратом и Службой Сверхконтроля. Служба Сверхконтроля временно перестаёт контролировать Административный Аппарат, но контролирует отделы, Вооружённые Силы и СМИ. Руководитель перестаёт управлять Научным Аппаратом. Он управляет Руководителями отделов (ОБ и ОРИР), Руководителем ВС и Руководителем СМИ, и только Культурными Продуктами он управляет сам.


Стадия 13.
Схема полностью делится на две автономные части. Ресурсы делятся на два независимых фонда. Верхний фонд обеспечивает (через Руководителей) Отдел Благотворительности, Отдел Реконструкции и Развития, СМИ, ВС и Культурные Продукты. Культурные Продукты восполняют Ресурсы. Все эти подразделения существуют автономно (управляются только своими Руководителями) и связаны только общим фондом Ресурсов.
Нижний фонд Ресурсов по-прежнему обеспечивает сферы производства (и его аппараты). Научный Аппарат и Аппарат Разработок вырождаются в Инновационный Аппарат. Административный Аппарат и Служба Сверхконтроля организуют друг друга. Руководителя на этой стадии уже нет (зато есть Руководитель Культурных Продуктов, которого не было на предыдущих стадиях).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments